Учимся правильно работать с типографией
- Информация о материале
- Категория: Полиграфия
Максимум доброжелательности.
Итак, начнем с золотого правила общения, звоните ли вы в типографию или уже пришли - проявите максимум доброжелательности, не кричите, не повышайте голос, говорите спокойно и без манерности в голосе.
Всегда помните, что типография хоть и относится к сфере услуг, но это совсем не значит, что сотрудников можно унижать, даже если Вы оплачиваете их услуги. Менеджер и сам заинтересован в получении от Вас максимум информации для расчета стоимости и дальнейшего определения технологий изготовления Вашего заказ
Очень часто Вы, уважаемый клиент, приходите в типографию просто с идеей или проектом, например изготовить визитные или пластиковые карточки, а может нестандартную печатную рекламу, который опытный менеджер реализует в материальный проект, предложит Вам всевозможные варианты исполнения как с использованием альтернативных материалов так и технологий, уменьшающих стоимость проектов. Хорошо если в типографии для этой цели разработана специальная программа электронного расчета, где Вы можете просмотреть затраты по каждому этапу.
Термины в типографии и понятия
Итак, самое главное для Вас при заказе — остановиться на одном из способов изготовления полиграфической продукции. Базовых способов великое множество, но основных несколько — офсетная печать, шелкография, тампопечать, цифровой офсет, цветной плоттер, флексография, ризография, цветной копир, лазерная гравировка. При выборе технологий печати, доминантным фактором является и тираж печатного издания.
Офсетная печать — высокоскоростной способ, передача цвета на продукцию осуществляется методом спектрального деления на 4 составляющих. Идеально подходит для печати листовок, каталогов, буклетов.
Шелкография — полуавтоматический способ, передача цвета осуществляется через мелкоячеистую сетку, натянутую на рамку. Идеально подходит для нанесения изображений на трикотаж.
Тампопечать — полуавтоматический способ, передача цвета осуществляется резиновым штампиком. Идеально подходит для нанесения изображений на сувениры.
Цифровой офсет — полиграфический способ принтерного типа. Возможность изготовления одного экземпляра изделия.
Цветной плоттер — широкоформатная печать принтерного типа на бумаге и баннерной ткани. Используется для рекламных целей.
Флексография — автоматический способ, по принципу офсета, но материал рулонного типа, самоклеящийся. Идеально подходит для печати этикеток.
Ризография — высокоскоростной красочный копир.
Цветной копир — цветной принтер.
Цветность тиража
Для многих из Вас, при заказе полиграфической продукции, а особенно каталогов или буклетов, первым «подводным камнем» будет набор полиграфических терминов таких как штриховая печать и полноцветная печать, а когда к этим словам менеджер добавит обозначения 1+0 или 4+4 — это введет Вас, в лучшем случае, в замешательство.
Смело разберемся в этом «дремучем лесу». Итак, штриховая печать — это печать отдельным цветом по специальному каталогу, так называемому процессному Pantone и красками для этой системы. Таких цветов, охватывающих весь спектор — 16 видов. Печать таким образом, например фирменного бланка в один цвет обозначается 1+0,причем первая цифра «1» обозначает нанесение изображение на лицевой части бланка в один цвет, а вторая цифра «0» обозначает, что изображение на оборотной части отсутствует.
Полноцветная печать, в отличии от штриховой обозначается либо 4+0 или 4+4 ( в случае, если к печатным краскам добавляется офсетный лак, то к примеру печать брошюры с лаком будет обозначаться 5+5 ). Если рассмотреть техническую сторону этого вопроса, то весь секрет в способе передачи цветного изображения, точнее его цветоделения на три составляющих (триадные краски) и контура. Аббревиатура- CMYK (С – циан синий цвет,М – маджента малиновый цвет,Y — еллоу желтый,K — контур черный цвет).Для точного совмещения по центру листа за изображением ставятся приводные кресты, а по углам кропмарки (кропы).
Форматы бумаги
Как правило, знания офисного работника о формате бумаги ограничиваются термином«стандартная бумага» или А4 – то что можно вложить в листоподающее устройство (лоток) принтера. Размер, а в полиграфии чаще употребляется термин «формат», А4 листа- 210х297 мм. Форматов в полиграфии великое множество и об этом поговорим позднее, а сейчас поговорим о форматах бумаги, которые по своей сути имеют разные понятия. Например, формат бумаги — размер бумаги, поставляемый производителем, формат печати — размер бумаги соответствующий техническим требованиям полиграфического оборудования, формат готового издания — размер изделия после окончательной подрезки….И наконец, загрузив в Ваши светлые головы немного теории, плавно переходим к запоминанию некоторых цифр форматированной линейки размеров бумаги.
Первая группа по максимальным печатным форматам А0 (840х1190 мм)/В0 (1000х1400 мм)/С0 (910х1300 мм), вторая группа форматов А1 (620х940 мм)/720х1040мм и зависит от типа оборудования, третья группа форматов А2 (470х660 мм/520х740 мм) и зависит от типа оборудования, четвертая группа А3 (450х330 мм). Для сравнения, на печатной поверхности А3 листа помещается 2 А4 стандартных листа, а на поверхности А2 листа 4 А4 стандарта. А5 формат (150х210 мм) это половина А4,а А6 (100х150 мм) половина А5 соответственно.
Типы бумаги
Итак, начнем повествование о основных показателях бумаги - её удельном весе и единицах измерения. Одновременно не забываем напомнить Вам, уважаемые посетители сайта, о типах её транспортировки и упаковки - роль (катушка) и флат (пачка листовой бумаги),причем оборудование используемое при печати созвучно и называется ролевыми и листовыми печатными машинами.
Ниже приведем весь ряд типовых плотностей:
- газетная продукция 50-70 гр./м офсетная бумага
- бумага для самокопирующихся бланков 65-80 гр/м
- бумага на бланки 80-90 гр./м офсетная или мелованная бумага
- бумага на листовки 90-115 гр./м мелованная бумага
- бумага на буклеты 130-150 гр./м мелованная бумага
- бумага на плакаты 150-170 гр./м мелованная бумага
- бумага для обложек 190-230 гр./м мелованная бумага
- бумага для открыток 250-300 гр./м мелованная бумага
В случае выбора бумаги для брошюр, Вас уважаемый клиент, просим обратить внимание на правило при выборе блока и обложки, обложка должна быть плотнее (тяжелее) блока (содержания) на 20%.
По типу, бумага бывает гладкой и фактурной (с вкраплениями и повышенной рыхлостью). По отделке с окрасом, тиснением и мелованием бумага может быть односторонней или двусторонней обработкой.
По цветности бумага может быть белая или крашеная в массе.
- Бумага на самокопирующиеся бланки используется в основном фирмы «Реакто», причем есть индивидуальные особенности слоев-верхнего,среднего,нижнего,которые отличаются друг от друга принципиально и функционально (в основе бумаги используются специальные чернильные микрогранулы).
- Бумага самоклеящаяся для изготовления наклеек и этикеток 78 гр./м «Рафлотак»
Дизайн в полиграфии
Не секрет, что каждая, уважающая себя типография имеет в своем штате отдел дизайнеров или дизайн-студию, которые берут на себя всю работу по доработке поступающих, а в отдельных случаях и разработку оригинал - макетов заново. Как правило Вы, уважаемый заказчик, принося в типографию макет будущего издания, твердо уверены в совершенстве своего исходного материала, тем самым переоценивая его качество. На практике же происходит все наоборот.
Прошу Вас запомнить не хитрые для всех макетов правила, передаваемых в производство и это поможет Вам избежать много не приятных моментов при общении со специалистами дизайнерского отдела. Готовый оригинал-макет должен включать в себя:
- файлы верстки
- иллюстрации (в отдельной папке)
- шрифты (в отдельной папке)
- подписанная с вашей стороны распечатка макета (в масштабе 1:1)
Прошу обратить Ваше внимание на обязательное требование к использованию дополнительных цветов (Pantone, золото, серебро, выборочные лаки, использование фольги, тиснение). К каждой такой дополнительной сепарации необходимо прилагать отдельную распечатку. Верстку (сборку) оригинал макета также необходимо производить в отдельных графических программах: QuarkXPress, Adobe Illustrator, Adobe InDesign. Прошу помнить, что так горячо Вами любимые программы Microsoft Word, CorelDraw только условно годны в работе, макеты в этих программах рассматриваются типографиями как эскизные и требуют полной переверстки с финансовыми и временными затратами с Вашей стороны.
Наиболее часто встречающимся недостатком при верстке, уважаемый заказчик, является не соблюдение Вами ещё одного «золотого правила»- отсутствия вылетов. Термин «вылет» обозначает наличие фона изображения за рамками воображаемой линии реза на 5 мм. Для Вас хотелось бы заметить, что на нашем сайте конечно есть перечень услуг по верстке и прайс-лист, но особенностью подготовки к печати с Ваших макетов и является в дополнительная работа дизайнеров, объем работ которых при первичном входящем контроле не может быть определен в полном объеме. В этой ситуации замечания по доработке высказываются корректно, в форме отчета и как правило, типография готова выполнить весь объём работ после Вашего согласия.
В какую типографию Вы бы не обратились, уважаемый читатель, подход к приёмке готовых макетов, отданных Вами в работу сводится к определенным процедурам, а именно проверке готовности макета к работе и соответствия его необходимым требованиям производства.
Типография примет у Вас макеты только в следующих форматах:
- файлы в формате Encapсulate Post Script (EPS);
- файлы в формате Adobe Acrobat (PDF);Максимальное растискивание краски (Dot gain)
- файлы текстовой верстки отдельным пакетом;
- растровые иллюстрации в формате TIFF, Adobe PhotoShop (PSD), Adobe PhotoShop EPS (DCS2) отдельным пакетом.
Причем по предоставленному Вами макету будет проведена процедура проверки на выполнение требований к цветовой модели: все элементы макета, включая растровые и векторные иллюстрации, должны быть в цветовой модели точно соответствующей цветовой модели, которая будет использоваться при печати публикации. То есть:
- Если публикация будет печататься стандартными смесевыми красками CMYK, то все иллюстрации должны быть выполнены в цветовом пространстве CMYK, текст и все элементы оформления должны быть «поделены» в то же цветовое пространство. То есть, в публикации не должно быть иллюстраций в цветовых пространствах отличных от CMYK или Grayscale, не должно содержаться текстов или элементов оформления окрашенных в плашечные (Spot) цвета.
- Если публикация будет печататься смесевыми красками CMYK плюс дополнительные плашечные краски (например, CMYK + Pantone), то иллюстрации и элементы оформления могут иметь цветовую модель CMYK или только те плашечные цвета, которыми реально будет осуществляться печать. В случае, когда необходимо в растровой иллюстрации смешать CMYK и плашечные краски, необходимо иллюстрацию сохранить в формате Adode PhotoShop EPS DCS 2 (при этом надо помнить, что наименования дополнительных красок в файле DCS и в программе верстки должны совпадать побуквенно с учетом регистра).
- Если публикация будет печататься в 1 краску (например, Pantone или черно-белое издание) все иллюстрации и элементы оформления должны быть окрашены одним цветом. Рекомендуем использовать цветовую модель GrayScale.
Использование в макете цветовой модели RGB не допускается. В полиграфии (за исключением струйной печати) используется только модель CMYK!
Прошу Вас обратить своё внимание на то, что основные требования к элементам макета являются:
- Максимальное суммарное количество краски в иллюстрациях, текстах и элементах оформления:
- мелованная бумага — 320%;
- самоклеящаяся пленка — 300%;
- немелованная офсетная бумага — 280%.
Использование в макете цвета Registration не допускается. Он предназначен только для технологических элементов, например, для приводных крестов.
1. Минимальная толщина линий, окрашенных в 3 или 4 краски – 1 pt.
2. Минимальная толщина линий, выполненных выворотом в 3 или 4 краски – 1 pt.
3. Минимальный размер шрифта, окрашенного в 3 или 4 краски: 7 pt для рубленных гарнитур и полужирных начертаний, 8pt для шрифтов с засечками, декоративных и тонких шрифтов (например, «Лазурский», «Декор», «Европа» и т.п.).
4. Засечками, декоративных и тонких шрифтов.
Для получения глубокого черного цвета не рекомендуется использовать 4-х красочный CMYK с большим содержанием первых 3-х красок.
Для получения глубокого черного цвета используйте комбинацию CMYK: Cyan - 30%, Magenta - 30%, Yellow - 0%, Black - 100%. Такой цвет дает хороший «рояльный» черный и позволяет избежать потерь качества мелкого текста и тонких линий, сделанных вывороткой.
Если в файлах EPS есть шрифты- сконвертируйте их в кривые!
Итак, дорогие друзья, когда наш «мозговой штурм» успешно состоялся и Вы настроились на глубокое усвоение излагаемого Вам материала, мы начинаем разбирать ранее доведенную вам информацию более развёрнуто и переходим к рассмотрению требований к файлам в формате ENCAPCULATE POST SCRIPT (EPS).
Файлы в формате Encapculate Post Scrip ((EPS) принимаются из следующих программ: Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.
Файлы EPS не должны подвергаться каким-либо преобразованиям (например, в формат PostScript), а выводятся на фотонабор в том виде в каком они есть.
Основные базовые требования предъявляемые к файлам EPS можно считать следующие:
- Файлы EPS должны содержать внутри страницы: запасы на обрез, приводные кресты, подписи цвета (сепараций), плашки денситометрического контроля и т.п.
- Файлы EPS должны содержать только те цвета, которыми по факту будет печататься Ваша публикация. Наличие лишних не деленных плашечных цветов не допустимо. При оформлении заказа необходимо точно указать количество и наименование красок(сепараций), которые должны быть выведены.
- В случае наличия в файле EPS дополнительных плашечных цветов, при оформлении заказа они должны быть указаны явным образом. По умолчанию все не деленные плашечные цвета преобразуются в CMYK автоматически.
- Все шрифты содержащиеся в файлах EPS должны быть сконвертированы в кривые!!!
- EPS файлы, предназначенные для вывода фотоформ, не должны содержать иллюстраций установленных по ссылкам (Link). Все иллюстрации должны быть встроены во внутрь файла EPS (Embedded).
- EPS файлы не должны содержать скрытых или не печатаемых элементов и слоев.
Отдельно,прошу обратить Ваше внимание на требования к файлам EPS, подготовленным в Adobe Illustrator:
- Рекомендуемые версии файлов EPS: Illustrator 6.0, Illustrator 8.0. Использование формата Adobe Illustrator 7.0 не допустимо.
- При сохранении файла в формате EPS необходимо установить: Preview — 8 bit, версия языка PostScript — Level 2. При этом флажок включения шрифтов во внутрь файла EPS (Include document fonts) должен быть выключен.
- Разрешение выводного устройства (диалоговое окно Document Setup, поле Output Resolution) должно быть не менее 800 dpi. Рекомендуемое разрешение — 2540 dpi.
Спешу напомнить Вам, уважаемый читатель, что репроцентры любой типографии принимает на вывод фотоформ файлы в формате PDF отработанные в программах Adobe Acrobat PC/Macintosh только в версиях 4.x и выше. И соответственно, требования к файлам, отработанным в этих программах следующие:
- Файлы в формате PDF должны быть версии 1.3 (Acrobat 4.x).
- Файлы PDF должны быть подготовлены путем преобразования PostScript файлов в PDF ( далее по тексту «дистиллирование») с использование программы Adobe Использование принтеров типа Adobe PDFWriter не допустимо.
-
При дистиллировании файлов PostScript в программе Acrobat Distiller в диалоговом окне «Job Options» должны быть установлены следующие параметры. На закладке «General»:
- Совместимость (Compatibility) — Acrobat 4.0;
- ASCII format — выключен;
- Оптимизация PDF (Optimize PDF) — включен;
- Разрешение (Resolution) — 2540 dpi.
На закладке «Compression» все флажки кроме «Compress Text and Line Art» должны быть выключены.
На закладке «Fonts» должен быть включен флажок «Embed All Fonts», в выпадающем списке «When Embedding Fails» должно быть установлено «Cancel Job».
На закладке «Color» долженs быть установлены флажки «Leave Color Unchanged» и «Preserve Overprint Settings».
Прекрасно понимая, что Вы, уважаемый читатель, уже порядком устали от усвоения излагаемого материала, предлагаю Вам так называемую «конфетку»,а именно рассмотреть очень близкую Вам тему по требованиям к файлам в формате TIFF, PHOTOSHOP, PHOTOSHOP EPS, тем более что самые популярные среди пользователей форматы.
Итак рассматриваем базовые требования к файлам в формате TIFF:
1. Файлы в формате TIFF должны быть либо в цветовом пространстве CMYK для полноцветной печати, либо Grayscale для печати в одну краску (например, черно-белая печать).
Использование цветовой модели RGB не допускается. В полиграфии (за исключением струйной печати) используется только модель CMYK!
2. Максимальное суммарное количество краски на изображении:
- мелованная бумага — 320%;
- самоклеящаяся пленка — 300%;
- немелованная офсетная бумага — 280%.
Превышение параметра «Максимальное суммарное количество краски» выше указанного значения ведет к отмарыванию и перетискиванию изображения на обратную сторону листа
3. Максимальное растискивание краски (Dot gain):
- мелованная бумага — 16-18%;
- самоклеящаяся пленка — 20-22%;
- немелованная офсетная бумага — 28-30%.
4. Параметры цветоделения используемые в репроцентре«Print-Prime»:
- используемые краски (Ink Colors) — Euroscale;
- способ вычитания черного (Separation Type) — GCR;
- алгоритм вычитания черного (Black Generation) — Medium;
- максимальное количество черной краски (Black Ink Limit) — 85-87%.
5. Максимальное разрешение для изображений в цветовых моделя CMYK или Grayscale:
- печать с линиатурой 133lpi — 203dpi (8lpm),
- печать с линиатурой 150lpi — 254dpi (10lpm),
- печать с линиатурой 175lpi — 305dpi (12lpm),
- печать с линиатурой 200lpi — 356dpi (10lpm);
6. Разрешение для изображений Bitmap от 600dpi до 3556dpi в зависимости от характера штриховой графики.
Сканирование с разрешением выше того, которое приведено в п. 3 не имеет никакого смысла, так как на этапе растрирования изображения в фотовыводном устройстве вся лишняя информация просто выбрасывается, при этом надо учесть, что Adobe PhotoShop выполняет функцию понижения разрешения (resampling) значительно более качественно.
7. Геометрические размеры изображения в файле должны учитывать запас на обрез равный 5 мм;
8. В файле TIFF не должно содержаться никаких дополнительных А-каналов, за исключением тех случаев, когда информация из А-канала должна печататься как дополнительная краска;
9. В файле TIFF допускается использование сжатие по алгоритму LZW.
Никогда не используйте алгоритм сжатия JPEG, так как он сжимает изображения с потерей информации. В результате такого сжатия Вы можете получить видимую глазом пикселизацию изображения. Кроме того, цветное изображение в формате PhotoShop EPS с сжатием JPEG, заверстанное в программу QuarkXPress дает на выходе черно-белое изображение.
Требования к файлам в формате Adobe PhotoShop полностью включают в себя требованиям к файлам к формате TIFF. Кроме того, имеются одно дополнительное условие: все слои в изображении должны быть«слиты».
Файлы в формате Adobe PhotoShop EPS как правило используются в случае необзодимости печать специальными красками (DuoTone, TriTone и т.д.), или в случае печати CMYK плюс дополнительные краски (Золото, Бронза, Лак, Pantone и т.д.). Для этого необходимо использовать формат Adobe PhotoShop DCS 2.0. Файл должен быть сохранен со следующими установками:
- Preview — TIFF/PICT 8bit;
- DCS — либо «Single File With Color Composite»;
- Encoding — Binary;
- Опции « Include Halftone Function», «Include Transfer Function» должны быть выключены.
- Остальные требования соответствуют требованиям для файла TIFF.
Надеюсь, что информация была для Вас интересна и полезна. Читать далее...